Вот вроде и не время говорить о кулинарных изысках – Страстная неделя на носу. На ней верующий люд постится с особым рвением, кроме хлеба и воды во всем себе отказывает. А уж в пятницу и субботу и вовсе голодает. Но пост постом, а к Светлому Воскресению готовиться нужно загодя.
В прежние времена особенно много дел совершалось в Чистый четверг. И вот почему: еще в самые стародавние времена этот день недели поклонялись земному и небесному огню (молнии и домашнему очагу). Он, батюшка, и дом обогреет, и пищу приготовит. А разозлиться, так подпустит красного петуха...
Вот и работали с жаром.
В христианские времена старый бог как-то подзабылся, а обычаи остались. Начинали день с генеральной уборки. Женщины намывали полы, начищали до блеска посуду. Четверг-то чистый.
Впрочем, о чистоте на Руси было особое понятие. Грязь, непорядок считали бесовскими происками. Оно и понятно, ведь от нечистот болезни, а что это, как не злые духи (у язычников) или черти (у христиан). Чистота же приравнивалась к святости. А уж что лучше очистит, чем огонь или студеная вода (она тоже жжется и поэтому от пламени почти неотличима).
Однако уборкой дело не заканчивалось. Освящению огнем подвергались и всевозможные продукты. Соль, например. Откуда пошел этот обычай уж и не помнит ни кто. Говорят, будто Иуда во время трапезы в четверг прикоснулся к соли и осквернил ее. Так оно было или по-другому, но соль в этот день обязательно очищали.
Для этого ее перемешивали с квасной гущей, клали в лапоть и бросали в печь. После такого освящения соль считалась прямо-таки панацеей от всех бед. Ею лечили всяческие лихорадки, клали под порог, чтобы плохого человека не принесла нечистая, сыпали в коровниках, чтобы было много молока...
Пока прекрасный пол занимался домом, мужчины забивали свиней и петухов, чистили дворы. Вся «убоина» хоронилась в погребах или тут же приготовлялась, но оставалась нетронутой до разговления (в пятницу и субботу работать было грех, тем более убивать невинных тварей).
Под нож шли именно эти домашние питомцы тоже не случайно. Свинью издавна подозревали в тесной связи с нечистым. Очистить такую тварь огнем завсегда почиталось делом святым. Язычники считали, что прося – это снежная туча, которая грозится в теплый весенний денек загубить природу, наслав снежную бурю.
Помочь Весне и разделаться с ее врагиней во время апрельского празднества самое время. Потом встречу с весной (не путайте с Масленицей – проводами зимы) заменила Пасха.
Петух, птица, с этой точки зрения, вполне благополучная, тоже таил в себе опасность. Говорили, будто бы старый Петя мог снести яйцо, из которого вылуплялся огненный змей и пожирал и дом и домочадцев. Вот и подстраховывались крестьяне, на всякий случай.
Кстати, яйца полагалось красить именно в Чистый четверг, и само собой в красный цвет. Яйцо почиталось особо. Люди верили, что весь мир произошел из золотого яичка (золото, конечно, было червонное), которое снесла жар-птица. Оно давало живущим и пищу и тепло (это все тот же огонь или солнце). Но пришло время, люди забыли о доброте жар-птицы, нашли яйцо, стали его бить, пока не расколотили. Тогда и пришла в первый раз на землю зима (она же смерть).
Вот вам и сказочка про Курочку Рябу
Когда мир был восстановлен, женщины стали красить обычные яйца в красный цвет, чтобы показать, о том, что они поняли свою ошибку. С тех пор пасхальные яйца стали не только утолять голод, но и лечить, молодить (достаточно прокатить его по лицу) и изгонять демонов.
В конце четверга выпекали сдобный кулич. Это самый сильный символ торжества жизни над смертью. А ведь именно этому и посвящены христианская Пасха и языческий праздник встречи весны. Почему так? В приготовлении хлеба участвуют все четыре стихии (вода, огонь, земля и воздух). Этот продукт как бы вбирает в себя силу всех этих божеств. Недаром именно с помощью хлеба и теста древние боролись со смертью.
Кроме кулича, готовилась пасха – сладкий творог. Таким образом в празднестве принимало участие молоко, тоже ритуальная пища. Помните сказки про молочные реки? Это именно они текли по земле из яйца жар-птицы. Ученые обычно называют их весенними дождями, оживляющими природу.
Все эти блюда оставались взаперти до воскресения. После ночного бдения и освещения снеди, крестьяне несли кусочек от каждого угощения на могилу предков (ведь именно родичи сохранили для своих потомков силу огня). Затем возвращались домой, сыпали на стол соль, покрывали его белой скатертью, накрывали и будили спящих деток.
И начинался праздник...