Фильм первый
Затравка
Наиглавнейшая и едва ли не единственная проблема «Параграфа 78» — это, конечно же, разделение фильма, чья первая половина является вводной, а вторая — боевой, на две независимые друг от друга в прокате части. И тут уже не шибко важно, кто принял решение «отмерить и отрезать», с какими целями осуществлялась эта хирургическая операция и как в итоге дилогизация картины повлияет на ее кассовую судьбу. Важно, что финальные титры, условно выражаясь, «Пункта 1» проходят под аккомпанемент одной-единственной, но очень вредной и назойливой мысли: «Наебали!»
И впрямь, даже человеку посвященному по выходу из кинотеатра трудно не испытать некое разочарование. А ведь он, посвященный, отлично знал (в том случае, конечно, если пристально вглядывался в постер, регулярно посещал «Кино-Говно.ком» и почитывал на досуге блоги продюсера Бахшиева и режиссера Хлебородова), что первая половинка обрывается на самом интересном месте, практически весь экшен сосредоточен во втором фильме, а в первом оного — кот наплакал. Чего уж говорить о простом зрителе, который увидел в кинотеатрах эффектный трейлер, соблазнился сценой «Куценко версус Вдовиченков», за версту учуял ган-кату и резонно решил, что все это ему вынесут на блюдечке с позолоченной каемочкой уже 22 февраля.
Другое дело, что обиды и нехорошие слова в адрес создателей «Параграфа 78» забываются быстрее быстрого. Причина — высочайшее, прямо-таки удивительное (причем не только для отечественной индустрии) качество первого фильма. Речь, в том числе, и вышеупомянутых кошкиных экшен-слезках, каковые проливаются крошечными дозами, зато попадают на благодатную почву и во второй части, хочется верить, вымахают в такие дубы-колдуны, что мало не покажется.
С первых же минут кино аккуратно, но прочно берет вас под ручку и не ослабляет хватку до самого последнего кадра. Взятому в оборот зрителю ничего не остается, кроме как глазеть по сторонам, цокать языком и издавать всякие восхищенные возгласы.
Цитата:
- Извините, я вам не мешаю?
Там эффектный пролет камеры, тут роскошная смена кадра (этим, кстати, «Параграф 78» вообще «грешит» направо и налево — банальностей «закончилась одна сцена — затемнение — началась другая» в нем заметно меньше, чем в других лентах; зато сочных, вкусных, бесшовных переходов — завались); вот один милый глазу спецэффект, вот другой; слева по борту — динамичная и уместная тряска (когда же, дьявол, до всех отечественных киношников дойдет, что этот прием следует использовать осторожно, умело и лишь в крайне редких случаях? Достало радоваться каждому удачному опыту вроде «Параграфа» как новогоднему подарку), справа — просто очень красивый кадр, не налюбуешься.
С отсутствием экшена несколько примиряет тот факт, что и без него не скучно. Хлебородову удалось сделать главных героев фильма: Гудвина, Скифа, Фестиваля, Пая, Лису, Спама, Любу и Доктора — персонажами, достойными такого вот поименного перечисления.
Типажи, конечно, узнаваемые — где-то целиком, где-то частично, но это не суть важно. За одни только диалоги режиссера-и-сценариста следует наградить медалью за заслуги перед отечественным кинематографом. Девизу «Минимум пафоса, максимум юмора» вскорости стукнет лет, наверное, двести, однако наблюдать его очередную удачную реализацию все равно несказанно приятно.
Не обошлось без откровенных американизмов а-ля «Ты все-таки сделал это» или «Давайте посмотрим, что там за дерьмо», но они, во-первых, не выглядят здесь совсем уж чужеродно, а во-вторых, с лихвой компенсируются байками про неописуемый баобаб, увлеченной болтовней пилота вертушки о полете на «не скажу точно какой высоте» и, конечно, незабвенным докторским «Заебёшься». Здорово, что кое-кто еще в этом мире помнит непреложную истину − любую напряженную ситуацию можно немного разрядить смачным русским матюгом.
Вот так и получается, что обиженный вопль: «Наебали!» — как-то незаметно превращается в: «О, майн готт! Что же будет, когда грянет Его Величество Экшен?» А это, согласитесь, уже совсем другое дело.