Жалякальнё

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Жалякальнё » Поэзия » Владимир Маяковский


Владимир Маяковский

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

(7 (19).07.1893 - 14.04.1930)

Маяковский Владимир Владимирович - русский поэт, драматург, пропагандист левого искусства, принимал активное участие в формировании русского футуризма.
Родился в дворянской семье в грузинском селении Багдади. Отец Маяковского Владимир Константинович служил лесничим и скончался в 1906 году от несчастного случая. Другие члены семьи - мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга. В 1902-06 г. Маяковский учится в классической гимназии в Кутаиси, а после смерти отца, с матерью и сестрами переезжает в Москву. Учится в 5-й московской гимназии (1906-08), откуда был отчислен за неуплату. Не чуждый идеям революции еще в Грузии, в Москве Маяковский активно включается в нелегальную революционно-агитационную деятельность: в 1908 г. он вступает в РСДРП(б), несколько раз подвергается арестам, а в 1909 г. проводит 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Это заключение Маяковский позднее связывал с началом своей литературной деятельности - здесь он исписал целую тетрадку стихами, которую перед освобождением у него отобрали.
Первое профессиональное художественное образование Маяковский получил в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 г. он поступает в фигурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Там же в 1911 году знакомится с Давидом Бурлюком, открывшим в нем "гениального поэта" и подтолкнувшим к поэтическому творчеству. В это время Маяковский на время оставляет занятия живописью и сближается с кругом Бурлюка - Крученых, Хлебниковым, Каменским. В ноябре 1912 года состоялось первое публичное чтение стихов Маяковского в петербуржском артистическом клубе "Бродячая собака", в декабре 1912 в альманахе группы "Гилея" "Пощечина общественному вкусу" были впервые напечатаны его стихотворения - "Ночь" и "Утро". Там же был помещен и манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Давидом Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. В этом же году Маяковский участвует в выставке живописи Художественно-артистической ассоциации. С 1912 года Маяковский активно включается в пропаганду футуризма - делает доклады: "О новейшей русской литературе", "О достижениях футуризма", участвует в футуристических вечерах и диспутах, организованных "Бубновым валетом" и "Союзом молодежи", пишет статьи, участвует в создании большинства поэтических сборников русских футуристов и занимается постановкой в Петербурге своей трагедии "Владимир Маяковский", выступая одновременно режиссером и исполнителем главной роли. Премьера состоялась в декабре 1913 года в театре "Луна-парк". В 1913 г. выходит первый литографированный сборник стихов Маяковского "Я!". В октябре этого же года он читает в кабаре "Розовый фонарь" свое скандальное стихотворение "Нате!". В 1913-14 годах Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским участвует в знаменитом футуристическом турне по городам юга России, Кавказа и Поволжья. В 1914 г. за участие в выступлениях футуристов Маяковский исключен из училища. Во время турне он начинает работу над поэмой "Облако в штанах", одним из наиболее значимых произведений раннего Маяковского. В сер. 10-х гг. складывается оригинальный стиль Маяковского - короткие рубленые строки, "рваный" синтаксис, разговорные интонации, как нельзя лучше подходящие для чтения с эстрады на вечерах и диспутах. Высокий рост и необыкновенно сильный голос помогали Маяковскому создавать яркий образ поэта - фата, бунтаря, оратора. С началом первой мировой войны Маяковский создает первые агитационные стихи на тему войны, вместе с Малевичем работает над серией лубочных картинок (издательство "Сегодняшний лубок"). В 1915 году в Петрограде состоялась "радостнейшая" встреча с семьей Бриков (сестра Лили, Эльза до этого однажды знакомила их в Москве), Маяковский становится частым гостем, а вскоре - членом этой семьи. В том же году с помощью Осипа Брика он издает свою поэму "Облако в штанах", затем издаются "Флейта-позвоночник" (1916) и "Простое как мычание" (1916).
Захваченный революционными событиями 1917 г. Маяковский активно включается в культурную политику новой власти - принимает участие в формировании ИЗО Наркомпроса, читает доклад "Большевики искусства" и т.п. В 1918 году Маяковский, вернувшись из Петрограда в Москву, присоединяется к акциям футуристов, участвует в вечерах в "Кафе поэтов", снимается в кинолентах "Барышня и хулиган", "Не для денег родившийся", "Закованная фильмой". В октябре 1918 в Петрограде Маяковский создает издательство "Искусство молодых" (ИМО), первой книгой которого стала "Мистерия-буфф", в ноябре этого же года Маяковский совместно с Мейерхольдом ставит одноименный спектакль в Петрограде. В декабре 1918 вышел первый номер газеты ИЗО Наркомпроса "Искусство коммуны" с "Приказом по армии искусства" Маяковского. Стремясь отвечать "социальному заказу" Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов ("Окна РОСТА", 1918-21). В поэзии Маяковский пытается соответствовать духу времени, новому языку улиц, новым героям и лозунгам. Воплощением социальной и политической позиции Маяковского этих лет стали его поэмы "150 000 000" (1921), "Владимир Ильич Ленин" (1924), "Хорошо!" (1927). В 1921 году Маяковский участвует в организации Ассоциации коммунистов-футуристов (Комфут), претендующей на статус официального искусства "страны советов", однако отношение властей к футуризму и фигуре Маяковского с каждым годом становится все более негативным. Принципы разрушения предыдущей культуры ("Время пулям по стенкам музеев тренькать") не нашли поддержки ни у Луначарского, ни у Ленина, кроме того, власть начинает осознавать невозможность использования языка авангардного искусства в идеологических целях. Претворяя в жизнь идеи производственного искусства, с 1923 г. Маяковский вместе с Родченко, Степановой и Лавинским начинает работать над рекламными циклами для Моссельпрома. Резинотреста, Мосполиграфа. В 1922 году он занимается организацией нового издательства МАФ (Московская ассоциация футуристов), а в 1923 году выходит первый номер журнала ЛЕФ (Левый фронт искусства) (1923-1925), наследующий идеи Комфута. Отрицание "лефовцами" индивидуализма в искусстве, требование функционализма и соответствия социальному заказу, выдвигаемое теоретиками ЛЕФа Бриком, Чужаком, Арватовым, Третьяковым, входят в противоречие с творческими устремлениями Маяковского. В 1925 году журнал закрывается. В 1920-е гг. Маяковский совершает ряд зарубежных поездок в Париж, Нью-Йорк, Берлин, Мексику и Кубу, а также ряд турне по СССР, где неустанно пропагандирует преимущества советского строя и нового искусства. В 1927 году выходит в свет "Новый Леф" (1927-1928), где ответственным редактором выступает уже сам Маяковский, однако ему не удается изменить журнал, который по основным положениям продолжал политику Лефа, и вскоре Маяковский отказывается от редакторской должности в пользу Сергея Третьякова. К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности его ожиданиям, в комедии "Клоп" (1928) и "Баня" (1929) поэт обрушивается на обуржуазившееся общество, забывшее о высоких идеалах революции, на старые пороки, успешно процветающие в новой стране. В конце двадцатых годов Маяковский покидает ЛЕФ и вступает в РЕФ, а затем в РАПП (1930), безуспешно пытаясь быть востребованным и "понятым своей страной".
В январе 1930 г. он открывает выставку "20 лет работы", ставшую своеобразным итогом его творческой деятельности. Однако прессой и общественностью его работы были восприняты прохладно. Творчество Маяковского явно не вписывалось в новый культурный контекст, и вступление в РАПП стало последней попыткой Маяковского следовать требованию времени. 14 апреля 1930 года в своем рабочем кабинете в Лубянском проезде Маяковский покончил собой.

Книги Маяковского:

Я. М, 1913.
Владимир Маяковский. М, 1914.
Облако в штанах. П, 1915.
Флейта-позвоночник. П, 1916.
Простое как мычание. П, 1916.
Все сочиненное Владимиром Маяковским. П, 1919.

Прижизненные книги о Маяковском:

Арватов В. "Синтаксис Маяковского", Печать и революция, №1 (1923).
Иванов-Разумник Р. Владимир Маяковский. Берлин, 1922.
Крученых А. Стихи Маяковского. П., 1913.
Правдухин В. "Письма о современной литературе", Сибирские огни, №2 (1922).
Шенгели Г. Маяковский во весь рост. М, 1927.
Якобсон Р. О чешском стихе. Прага, 1923.

Посмертные издания:

"Давно прошедшее", Литературное наследство, т.2 (1932).
Полное собрание сочинений. М, 1934-1938. Т. 1-13.
Полное собрание сочинений. М, 1939-1949. Т. 1-12.
Полное собрание сочинений. М, 1955-1961. Т. 1-13.
Асеев Н. Маяковский начинается. М, 1940.
Брик Л. "Маяковский и чужие стихи", Знамя, №3 (1940).
Бурлюк Д. "Три главы из книги "Маяковский и его современники", Красная стрела (Н.-Й., 1932).
Винокур В. Маяковский - новатор языка. М, 1943.
Владимир Маяковский. Сборник 1. М-Л., 1940.
В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
Гофман В. "О языке Маяковского", Звезда, №5 (1936).
Гриц Т. "Рифма Маяковского", Литературный критик, №3 (1939). Искусство, №3 (1940).
Каменский В. Юность Маяковского. Тифлис, 1931.
Каменский В. Жизнь с Маяковским. М, 1940.
Карабичевский Ю.А. Воскресение Маяковского. Филологический роман. Мюнхен, 1985, М., 1990, 2000.
Катанян В. Маяковский. Литературная хроника. М. Несколько изданий.
Колмогоров А. "К изучению ритмики В.В. Маяковского", Вопросы языкознания, №4 (1963).
Кондратов А. "Эволюция ритмики В.В. Маяковского", Вопросы языкознания, №5 (1962).
Кондратов А., Колмогоров А. "Ритмика поэм Маяковского", Вопросы языкознания, №3 (1962).
Крученых А. Живой Маяковский. Т. 1-3. М, 1930.
Литературное наследство. Т.65 (1958).
Маяковская Л. Пережитое. Тбилиси, 1957.
Маяковский. Материалы и исследования. М, 1940.
Маяковский, 1930 - 1940. Статьи и материалы. Л, 1940.
Маяковскому. Сборник воспоминаний и статей. Л, 1940.
Метченко А. "Против субъективистских измышлений о творчестве Маяковского", Коммунист, №18 (1957).
Михайлов Александр. Жизнь Маяковского. М., 2001.
Наумов Е. В.В. Маяковский. Семинарий. Л. Несколько изданий.
Правда, 5 декабря 1935 г.
Ростоцкий Б. Маяковский и театр. М, 1952.
Смерть Владимира Маяковского. Берлин, 1931.
Тренин В. В "мастерской стиха" Маяковского. М., 1937.
Троцкий Л. Литература и революция. М. Несколько изданий.
Ходасевич В. "О Маяковском". В его книге: Литературные статьи и воспоминания. (Н.-Й., 1954).
Черемин Г. Ранний Маяковский. М-Л., 1962.
Шкловский В. О Маяковском. М, 1940. Щербина В. "За правдивое освещение творчества Маяковского", Правда, 25 марта 1951.
Щербина В. "Ответ фальсификаторам", Коммунист, №11 (1958).
Якобсон Р. "Новые строки Маяковского". Русский литературный архив (Н.-Й., 1956).
Blake Patricia. The Two Deaths of Vladimir Mayakovsky // Mayakovsky. The Bedbug and Selected Poetry (N.Y., 1960).
Color and Rhyme, # 31, 41, 49.
Erlich Victor. The Dead Hand of the Future. // Erlich Victor. The Double Image. (Baltimore, 1964)
Humesky Asya. Majakovskij and His Neologisms. N.Y., 1964.
Ripellino Angelo Maria. Majakovskij e il teatro russo d'avanguardia. Torino, 1959.
Stahlberger Lawrence. The Symbolic System of Majakovskij. The Hague, 1964.

Печатается с дополнениями по кн. В. Маркова "Русский Футуризм", СПб, "Алетейя", 2000.

присоединённые картинки:
1-ая "В. Маяковский
1911 г."

2-ая "В. Маяковский
Окна сатиры РОСТА
Фрагмент"

3-ая "А. Родченко
"И это стоит столетья..."
Иллюстрация к поэме
В. Маяковского "Про Это"
1923
Фотомонтаж на бумаге,
наклейка, черная и красная
тушь, розовая бумага.
47,5х32,5 см
Государственный Музей
В.В. Маяковского, Москва"

4-ая "А. Родченко
Обложка книги
В. Маяковского"Разговор
с фининспектором о поэзии"
1926
Высокая печать. 17,5х25 см"

5-ая "А. Родченко
Фотопортрет В. Маяковского
1924 г.
"

2

Стихотворения 1917 - 1919 годов
БРАТЬЯ ПИСАТЕЛИ

Очевидно, не привыкну
сидеть в "Бристоле",
пить чаи,
построчно врать я,-
опрокину стаканы,
взлезу на столик.
Слушайте,
литературная братия!

Сидите,
глазенки в чаишко канув.
Вытерся от строчения локоть плюшевый.
Подымите глаза от недопитых стаканов.
От косм освободите уши вы.

Вас,
прилипших
к стене,
к обоям,
милые,
что вас со словом свело?
А знаете,
если не писал,
разбоем
занимался Франсуа Виллон.

Вам,
берущим с опаской
и перочинные ножи,
красота великолепнейшего века вверена вам!
Из чего писать вам?
Сегодня
жизнь
в сто крат интересней
у любого помощника присяжного поверенного.

Господа поэты,
неужели не наскучили
пажи,
дворцы,
любовь,
сирени куст вам?
Если
такие, как вы,
творцы -
мне наплевать на всякое искусство.

Лучше лавочку открою.
Пойду на биржу.
Тугими бумажниками растопырю бока.
Пьяной песней
душу выржу
в кабинете кабака.

Под копны волос проникнет ли удар?
Мысль
одна под волосища вложена:
"Причесываться? Зачем же?!
На время не стоит труда,
а вечно
причесанным быть
невозможно".

1917

РЕВОЛЮЦИЯ

    Поэтохроника

26 февраля. Пьяные, смешанные с полицией,
солдаты стреляли в народ.

27-е.

Разлился по блескам дул и лезвий
рассвет.
Рдел багрян и долог.
8 промозглой казарме
суровый
трезвый
молился Волынский полк.

Жестоким
солдатским богом божились
роты,
бились об пол головой многолобой.
Кровь разжигалась, висками жилясь.
Руки в железо сжимались злобой.

Первому же,
приказавшему -
"Стрелять за голод!"-
заткнули пулей орущий рот.
Чье-то - "Смирно!"
Не кончил.
Заколот.
Вырвалась городу буря рот.

9 часов.

На своем постоянном месте
в Военной автомобильной школе
стоим,
зажатые казарм оградою.
Рассвет растет,
сомненьем колет,
предчувствием страша и радуя.

Окну!
Вижу -
оттуда,
где режется небо
дворцов иззубленной линией,
взлетел,
простерся орел самодержца,
черней, чем раньше,
злей,
орлинее.

Сразу -
люди,
лошади,
фонари,
дома
и моя казарма
толпами
по сто
ринулись на улицу.
Шагами ломаемая, звенит мостовая.
Уши крушит невероятная поступь.

И вот неведомо,
из пенья толпы ль,
из рвущейся меди ли труб гвардейцев
нерукотворный,
сияньем пробивая пыль,
образ возрос.
Горит.
Рдеется.

Шире и шире крыл окружие.
Хлеба нужней,
воды изжажданней,
вот она:
"Граждане, за ружья!
К оружию, граждане!"

На крыльях флагов
стоглавой лавою
из горла города ввысь взлетела.
Штыков зубами вгрызлась в двуглавое
орла императорского черное тело.

Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее "Прежде".
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.

Граждане!
Это первый день рабочего потопа.
Идем
запутавшемуся миру на выручу!
Пусть толпы в небо вбивают топот!
Пусть флоты ярость сиренами вырычут!

Горе двуглавому!
Пенится пенье.
Пьянит толпу.
Площади плещут.
На крохотном форде
мчим,
обгоняя погони пуль.
Взрывом гудков продираемся в городе.

В тумане.
Улиц река дымит.
Как в бурю дюжина груженых барж,
над баррикадами
плывет, громыхая, марсельский марш.

Первого дня огневое ядро
жужжа скатилось за купол Думы.
Нового утра новую дрожь
встречаем у новых сомнений в бреду мы.

Что будет?
Их ли из окон выломим,
или на нарах
ждать,
чтоб снова
Россию
могилами
выгорбил монарх?!

Душу глушу об выстрел резкий.
Дальше,
в шинели орыт.
Рассыпав дома в пулеметном треске,
город грохочет.
Город горит.

Везде языки.
Взовьются и лягут.
Вновь взвиваются, искры рассея.
Это улицы,
взяв по красному флагу,
призывом зарев зовут Россию.

Еще!
О, еще!
О, ярче учи, красноязыкий оратор!
Зажми и солнца
и лун лучи
мстящими пальцами тысячерукого Марата!

Смерть двуглавому!
Каторгам в двери
ломись,
когтями ржавые выев.
Пучками черных орлиных перьев
Подбитые падают городовые.

Сдается столицы горящий остов.
По чердакам раскинули поиск.
Минута близко.
На Троицкий мост
вступают толпы войск.

Скрип содрогает устои и скрепы.
Стиснулись.
Бьемся.
Секунда!-
и в лак
заката
с фортов Петропавловской крепости
взвился огнем революции флаг.

Смерть двуглавому!
Шеищи глав
рубите наотмашь!
Чтоб больше не ожил.
Вот он!
Падает!
В последнего из-за угла!- вцепился.
"Боже,
четыре тысячи в лоно твое прими!"

Довольно!
Радость трубите всеми голосами!
Нам
до бога
дело какое?
Сами
со святыми своих упокоим.

Что ж не поете?
Или
души задушены Сибирей саваном?
Мы победили!
Слава нам!
Сла-а-ав-в-ва нам!

Пока на оружии рук не разжали,
повелевается воля иная.
Новые несем земле скрижали
с нашего серого Синая.

Нам,
Поселянам Земли,
каждый Земли Поселянин родной.
Все
по станкам,
по конторам,
по шахтам братья.
Мы все
на земле
солдаты одной,
жизнь созидающей рати.

Пробеги планет,
держав бытие
подвластны нашим волям.
Наша земля.
Воздух - наш.
Наши звезд алмазные копи.
И мы никогда,
никогда!
никому,
никому не позволим!
землю нашу ядрами рвать,
воздух наш раздирать остриями отточенных
копий.

Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дымы над заревом боен?
Или солнца
одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?!

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,
последний штык заводы гранят.
Мы всех заставим рассыпать порох.
Мы детям раздарим мячи гранат.

Не трусость вопит под шинелью серою,
не крики тех, кому есть нечего;
это народа огромного громовое:
- Верую
величию сердца человечьего!-

Это над взбитой битвами пылью,
над всеми, кто грызся, в любви изверясь,
днесь
небывалой сбывается былью
социалистов великая ересь!

17 апреля 1917 года. Петроград

СКАЗКА О КРАСНОЙ ШАПОЧКЕ

Жил да был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.

Услышит кадет-революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.

Поднялся однажды пребольшущий ветер,
в клочья шапчонку изорвал на кадете.

И остался он черный. А видевшие это
волки революции сцапали кадета.

Известно, какая у волков диета.
Вместе с манжетами сожрали кадета.

Когда будете делать политику, дети,
не забудьте сказочку об этом кадете.

1917
               
                       
                               
К ОТВЕТУ!

Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боев -
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост,
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?

1917

    НАШ МАРШ

Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
перемоем миров города.

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие - наши песни.
Наше золото - звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,
выстели дно дням.
Радуга, дай дуг
лет быстролетным коням.

Видите, скушно звезд небу!
Без него наши песни вьем.
Эй, Большая Медведица! требуй,
чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша - медь литавр.

1917

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал!
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!-
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала ни ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

1918

ОДА РЕВОЛЮЦИИ

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
"О"!
О,звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?
Машинисту,
пылью угля овеянному,
шахтеру, пробивающему толщи руд,
кадишь,
кадишь благоговейно,
славишь человечий труд.
А завтра
Блаженный
стропила соборовы
тщетно возносит, пощаду моля,-
твоих шестидюймовок тупорылые боровы
взрывают тысячелетия Кремля.
"Слава".
Хрипит в предсмертном рейсе.
Визг сирен придушенно тонок.
Ты шлешь моряков
на тонущий крейсер,
туда,
где забытый
мяукал котенок.
А после!
Пьяной толпой орала.
Ус залихватский закручен в форсе.
Прикладами гонишь седых адмиралов
вниз головой
с моста в Гельсингфорсе.
Вчерашние раны лижет и лижет,
и снова вижу вскрытые вены я.
Тебе обывательское
- о, будь ты проклята трижды!-
и мое,
поэтово
- о, четырежды славься, благословенная!-

1918

ПРИКАЗ ПО АРМИИ ИСКУССТВА

Канителят стариков бригады
канитель одну и ту ж.
Товарищи!
На баррикады!-
баррикады сердец и душ.
Только тот коммунист истый,
кто мосты к отступлению сжег.
Довольно шагать, футуристы,
в будущее прыжок!
Паровоз построить мало -
накрутил колес и утек.
Если песнь не громит вокзала,
то к чему переменный ток?
Громоздите за звуком звук вы
и вперед,
поя и свища.
Есть еще хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща.
Это мало - построить парами,
распушить по штанине канты.
Все совдепы не сдвинут армий,
если марш не дадут музыканты.
На улицу тащите рояли,
барабан из окна багром!
Барабан,
рояль раскроя ли,
но чтоб грохот был,
чтоб гром.
Это что - корпеть на заводах,
перемазать рожу в копоть
и на роскошь чужую
в отдых
осовелыми глазками хлопать.
Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы - наши кисти.
Площади - наши палитры.
Книгой времени
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!

1918

ПОЭТ РАБОЧИЙ

Орут поэту:
"Посмотреть бы тебя у токарного станка.
А что стихи?
Пустое это!
Небось работать - кишка тонка".
Может быть,
нам
труд
всяких занятий роднее.
Я тоже фабрика.
А если без труб,
то, может,
мне
без труб труднее.
Знаю -
не любите праздных фраз вы.
Рубите дуб - работать дабы.
А мы
не деревообделочники разве?
Голов людских обделываем дубы.
Конечно,
почтенная вещь - рыбачить.
Вытащить сеть.
В сетях осетры б!
Но труд поэтов - почтенный паче -
людей живых ловить, а не рыб.
Огромный труд - гореть над горном,
железа шипящие класть в закал.
Но кто же
в безделье бросит укор нам?
Мозги шлифуем рашпилем языка.
Кто выше - поэт
или техник,
который
ведет людей к вещественной выгоде?
Оба.
Сердца - такие ж моторы.
Душа - такой же хитрый двигатель.
Мы равные.
Товарищи в рабочей массе.
Пролетарии тела и духа.
Лишь вместе
вселенную мы разукрасим
и маршами пустим ухать.
Отгородимся от бурь словесных молом.
К делу!
Работа жива и нова.
А праздных ораторов -
на мельницу!
К мукомолам!
Водой речей вертеть жернова.

1918

ТОЙ СТОРОНЕ

Мы
не вопль гениальничанья -
"все дозволено",
мы
не призыв к ножовой расправе,
мы

просто
не ждем фельдфебельского
"вольно!",
чтоб спину искусства размять,
расправить.

Гарцуют скелеты всемирного Рима
на спинах наших.
В могилах мало им.
Так что ж удивляться,
что непримиримо
мы
мир обложили сплошным "долоем".

Характер различен.
За целость Венеры вы
готовы щадить веков камарилью.
Вселенский пожар размочалил нервы.
Орете:
"Пожарных!
Горит Мурильо!"

А мы -
не Корнеля с каким-то Расином -
отца,-
предложи на старье меняться,-
мы
и его
обольем керосином
и в улицы пустим -
для иллюминаций.
Бабушка с дедушкой.
Папа да мама.
Чинопочитанья проклятого тина.
Лачуги рушим.
Возносим дома мы.
А вы нас - "ловить арканом картинок!?"

Мы
не подносим -
"Готово!
На блюде!
Хлебайте сладкое с чайной ложицы!"
Клич футуриста:
были б люди -
искусство приложится.

В рядах футуристов пусто.
Футуристов возраст - призыв.
Изрубленные, как капуста,
мы войн,
революций призы.
Но мы
не зовем обывателей гроба.
У пьяной,
в кровавом пунше,
земли -
смотрите! -
взбухает утроба.
Рядами выходят юноши.
Идите!
Под ноги -
топчите ими -
мы
бросим
себя и свои творенья.
Мы смерть зовем рожденья во имя.
Во имя бега,
паренья,
реянья.
Когда ж
прорвемся сквозь заставы,
и праздник будет за болью боя,-
мы
все украшенья
расставить заставим -
любите любое!

1918

ЛЕВЫЙ МАРШ

     (Матросам)

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

1918

ПОТРЯСАЮЩИЕ ФАКТЫ

Небывалей не было у истории в аннале
факта:
вчера,
сквозь иней,
звеня в "Интернационале",
Смольный
ринулся
к рабочим в Берлине.
И вдруг
увидели
деятели сыска,
все эти завсегдатаи баров и опер,
триэтажный
призрак
со стороны российской
Поднялся.
Шагает по Европе.
Обедающие не успели окончить обед -
в место это
грохнулся,
и над Аллеей Побед -
знамя
"Власть Советов".
Напрасно пухлые руки взмолены,-
не остановить в его неслышном карьере.
Раздавил
и дальше ринулся Смольный,
республик и царств беря барьеры.
И уже
из лоска
тротуарного глянца
Брюсселя,
натягивая нерв,
росла легенда
про Летучего голландца -
голландца революционеров.
А он -
по полям Бельгии,
по рыжим от крови полям,
туда,
где гудит союзное ржанье,
метнулся.
Красный встал над Парижем.
Смолкли парижане.
Стоишь и сладостным маршем манишь.
И вот,
восстанию в лапы отдана,
рухнула республика,
а он - за Ла-Манш.
На площадь выводит подвалы Лондона.
А после
пароходы
низко-низко
над океаном Атлантическим видели -
пронесся.
К шахтерам калифорнийским.
Говорят -
огонь из зева выделил.
Сих фактов оценки различна мерка.
Не верили многие,
Ловчились в спорах.
А в пятницу
утром
вспыхнула Америка,
землей казавшаяся, оказалась порох.
И если
скулит
обывательская моль нам:
- не увлекайтесь Россией, восторженные дети,-"
я
указываю
на эту историю со Смольным.
А этому
я,
Маяковский,
свидетель.

1919

МЫ ИДЕМ

Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
Победители,
шествуем по свету
сквозь рев стариков злючий.
И всем,
кто против,
советуем
следующий вспомнить случай.
Раз
на радугу
кулаком
замахнулся городовой:
- чего, мол, меня нарядней и чище!-
а радуга
вырвалась
и давай
опять сиять на полицейском кулачище.
Коммунисту ль
распластываться
перед тем, кто старей?
Беречь сохранность насиженных мест?
Это революция
и на Страстном монастыре
начертила:
"Не трудящийся не ест".
Революция
отшвырнула
тех, кто
рушащееся
оплакивал тысячью родов,
ибо знает:
новый грядет архитектор -
это мы,
иллюминаторы завтрашних городов.
Мы идем
нерушимо,
бодро.
Эй, двадцатилетние!
Взываем к вам.
Барабаня,
тащите красок ведра.
Заново обкрасимся.
Сияй, Москва!
И пускай
с газеты
какой-нибудь выродок
сражается с нами
(не на смерть, а на живот).
Всех младенцев перебили по приказу Ирода;
а молодость,
ничего -
живет.

1919

СОВЕТСКАЯ АЗБУКА

         А
Антисемит Антанте мил.
Антанта - сборище громил.

         Б
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся верст за тыщу.

         В
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы.

         Г
Гольц фон-дер прет на Ригу. Храбрый!
Гуляй, пока не взят за жабры!

         Д
Деникин было взял Воронеж.
Дяденька, брось, а то уронишь.

         Е
Европой правит Лига наций.
Есть где воришкам разогнаться!

         Ж
Железо куй, пока горячее.
Жалеть о прошлом - дело рачье.

         3
Земля собой шарообразная,
За Милюкова - сволочь разная.

         И
Интеллигент не любит риска.
И красен в меру, как редиска.

         К
Корове трудно бегать быстро.
Керенский был премьер-министром.

         Л
Лакеи подают на блюде.
Ллойд-Джордж служил и вышел в люди.

         М
Меньшевики такие люди -
Мамашу могут проиудить.

         Н
На смену вам пора бы. Носке!
Носки мараются от носки.

         О
Ох, спекулянту хоть повеситься!
Октябрь идет. Не любит месяца.

         П
Попы занялись делом хлебным -
Погромщиков встречать молебном.

         Р
Рим - город и стоит на Тибре.
Румыны смотрят, что бы стибрить.

         С
Сазонов послан вновь Деникиным.
Сиди послом, пока не выкинем!

         Т
Тот свет - буржуям отдых сладкий
Трамваем Б без пересадки!

         У
У "правых" лозунг "учредилка".
Ужели жив еще курилка?!

         Ф
Фазан красив. Ума ни унции.
Фиуме спьяну взял д'Аннунцио.

         Х
Хотят в Москву пробраться Шкуры.
Хохочут утки, гуси, куры.

         Ц
Цветы благоухают к ночи.
Царь Николай любил их очень.

         Ч
Чалдон на нас шел силой ратной.
Чи не пойдете ли обратно?!!

         Ш
Шумел Колчак, что пароход.
Шалишь, верховный! Задний ход!

         Щ
Щетина украшает борова.
Щенки Антанты лают здорово.

         Э
Экватор мучает испарина.
Эсера смой - увидишь барина.

         Ю
Юнцы охочи зря приврать.
Юденич хочет Питер брать.

         Я
Японцы, всуе белых учите!
Ярмо микадо нам не всучите.

1919

"Окна сатиры Роста" 1919-1920 годов
*  *  *

1. Рабочий!
    Глупость беспартийную выкинь!
    Если хочешь жить с другими вразброд -
    всех по очереди словит Деникин,
    всех сожрет генеральский рот.
2. Если ж на зов партийной недели
    придут миллионы с фабрик и с пашен -
    рабочий быстро докажет на деле,
    что коммунистам никто не страшен.
   
1919, октябрь

  ПЕСНЯ РЯЗАНСКОГО МУЖИКА

1. Не хочу я быть советскай.
        Батюшки!
    А хочу я жизни светскай.
        Матушки!
    Походил я в белы страны.
         Батюшки!
    Мужичков встречают странно.
         Матушки!
2. Побывал у Дутова.
         Батюшки!
    Отпустили вздутого.
         Матушки!
3. Я к Краснову, у Краснова -
         Батюшки!
     Кулачище - сук сосновый.
         Матушки!
4. Я к Деникину, а он -
         Батюшки!
     Бьет крестьян, как фараон.
         Матушки!
5. Мамонтов-то генерал -
         Батюшки!
     Матершинно наорал.
         Матушки!
     Я ему: "Все люди братья".
         Батюшки!
     А он: "И братьев буду драть я".
         Матушки!
6. Я поддался Колчаку.
         Батюшки!
     Своротил со скул щеку.
         Матушки!
     На Украину махнул.
         Батюшки!
     Думаю, теперь вздохну.
         Матушки!
     А Петлюра с Киева -
         Батюшки!
     Уж орет: "Секи его!"
         Матушки!
7. Видно, белый ананас -
         Батюшки!
     Наработан не для нас.
         Матушки!
     Не пойду я ни к кому,
         Батюшки!
     Окромя родных Коммун.
         Матушки!

1919, октябрь

          *  *  *

1. Оружие Антанты - деньги.
2. Белогвардейцев оружие - ложь.
3. Меньшевиков оружие - в спину нож.
4. Правда,
5. глаза открытые
6. и ружья -
    вот коммунистов оружие.

1920, июль

        *  *  *

1. Если жить вразброд,
     как махновцы хотят,
2. буржуазия передушит нас, как котят.
3. Что единица?
    Ерунда единица!
4. Надо
     в партию коммунистическую объединиться.
5. И буржуи,
     какими б ни были ярыми,
6. побегут
    от мощи
    миллионных армий.

1920, июль

ИСТОРИЯ ПРО БУБЛИКИ И ПРО БАБУ,
НЕ ПРИЗНАЮЩУЮ РЕСПУБЛИКИ

1.   Сья история была
       в некоей республике.
       Баба на базар плыла,
       а у бабы бублики.
2.    Слышит топот близ ее,
       музыкою веется:
       бить на фронте пановье
       мчат красноармейцы.
3.    Кушать хотца одному,
       говорит ей: "Тетя,
       бублик дай голодному!
       Вы ж на фронт нейдете?!
4.    Коль без дела будет рот,
       буду слаб, как мощи.
5.    Пан республику сожрет,
       если будем тощи".
6.    Баба молвила: "Ни в жисть
       не отдам я бублики!
       Прочь, служивый! Отвяжись!
       Черта ль мне в республике?!"
7.    Шел наш полк и худ и тощ,
       паны ж все саженные.
       Нас смела Панова мощь
       в первом же сражении.
8.    Мчится пан, и лют и яр,
       смерть неся рабочим;
       к глупой бабе на базар
       влез он между прочим.
9.    Видит пан - бела, жирна
       баба между публики.
       Миг - и съедена она.
       И она и бублики.
10.  Посмотри, на площадь выйдь -
       ни крестьян, ни ситника.
       Надо вовремя кормить
       красного защитника!
11. Так кормите ж красных рать!
       Хлеб неси без вою,
       чтобы хлеб не потерять
       вместе с головою!

1920, август

    КРАСНЫЙ ЕЖ

Голой рукою нас не возьмешь.
Товарищи,- все под ружья!
Красная Армия - Красный еж -
железная сила содружья.
Рабочий на фабрике, куй, как куешь,
Деникина день сосчитан!
Красная Армия - Красный еж -
верная наша защита.
Крестьяне, спокойно сейте рожь,
час Колчака сосчитан!
Красная Армия - Красный еж -
лучшая наша защита.
Врангель занес на Коммуну нож,
баронов срок сосчитан!
Красная Армия - Красный еж -
не выдаст наша защита.
Назад, генералы, нас не возьмешь!
Наземь кидайте оружье.
Красная Армия - Красный еж -
железная сила содружья.

1920

     *  *  *

1. Каждый прогул -
2. радость врагу.
3. А герой труда -
4. для буржуев удар.

1921, январь

     ЧАСТУШКИ

Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга
как наскипидаренный.
Мчит Пилсудский, пыль столбом,
стон идет от марша.
Разобьется панским лбом
об Коммуну маршал.
В октябре с небес не пух -
снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
стал он криволицый.

1919-1920

3

Vov, Majakovskij kone4no rulit... no slishkom mnogo teksta. li4no ja nikogda na forumah ne tra4u vremia na 4tenija takih statej.sorry...  slishkom grubo noverno, no eto vse mozno bilo skazat koro4e... nu vobshem ja noverno bolshoj lentiaj :)

4

объясняю,
таким образом, я хотел показать в кратце- биографию и творчество..  ВКРАТЦЕ, обрати внимание на это =)
кому интересно- те прочтут. =)
Кстати, кто проходит Маяковского в школе и не находит какого произведения- обращайтесь, помогу!
Свет, ну... краткость сестра таланта, но всё таки, о человеке нужно максимум инфы!

5

в питере проезжаю мимо станции метро маяковская.

6

переход на Площадь Восстания? =) или Гостиный Двор? забыл уже.. по моему Восстания.. =)

7

станция выглядит красиво ввиде красной мозайки. переход на площадь восстания, гостиный двор следующий.

8

вот! да я знаю какая она! =) и помню..... сделай фотку, а ?

9

хорошо, правда не уверен что можно фотать питеркое метро, там такие менты стоят злобные =)

10

а ты из под КИШКА =))))

11

ага, а потом "гражданин, ваши документы, пройдемте с нами". там на каждой станции есть "комната милиции". камера пыток =))

12

а ты подойди к ментам спроси, можно сфоткать станцию. Честно спроси!

13

mmmdaaa... stancija eto kruto... vot i vse vovka 4to ostaetsia ot velikih poetov...:(

14

еще есть станция достоевская, чернышевская, горьковская, пушкинская, я вот живу на черной речке, здесь произошла дуэль пушкина с дантесом, и на этой станции есть памятник поэту.

15

Свет, а название улиц? =) разве плохо? а след в истории? а любовь тысяч!! а сколько последователей? =)

16

да, согласен. название станции это следствие того влияния, котор. оставил маяковский в истории/культуре россии.

17

и если не переименовали, то и современной демократической России, с планом Путина, не наплевать на сего великого Человека!


Вы здесь » Жалякальнё » Поэзия » Владимир Маяковский