(29.07.(09.08.)1882 - 15.01.1967)
Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).
Выставки:
Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905
Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907
17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906
18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907
35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907
Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907
Стефанос. Москва, 1907/1908
15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908
Звено. Киев, 1908
36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908
Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908
Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909
Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909
Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909
Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909
Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909
Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910
Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910
Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.
Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918
Выставка нового художественного общества. Мюнхен, 1910
Der Blaue Reiter (Синий всадник). Мюнхен, 1911, 1912
Салон П. Касирера. Берлин, 1911
Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912
Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912
15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912
Современная живопись. Екатеринбург, 1912
Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913
3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913
35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913
Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913
Салон Независимых. Париж, 1914
Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914
Выставка картин левых течений. Петроград, 1915
Выставка живописи. Москва, 1915
Мир искусства. Петроград, 1915
Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916
Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916
Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916
Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917
1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918
24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918
7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918
Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919
Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920
Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921
Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922
Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923
Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923
Международная выставка. Филадельфия, 1926
Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928
Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931
(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)
Персональные издания Давида Бурлюка:
Листовка. Голос Импрессиониста в защиту живописи. Киев, 1908
Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910
Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913
Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916
Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917
Лысеющий хвост. Курган,1919
Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924
Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925
Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926
Морская повесть. Нью-Йорк, 1927
По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927
Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927
Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928
Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929
Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930
1/2 века. Нью-Йорк, 1932
Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:
Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910
Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910
Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912
Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912
Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913
Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913
Требник троих. Москва, 1913
Дохлая луна. Москва, 1913
Затычка. Херсон, 1913
В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)
Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.
Молоко кобылиц. Херсон, 1914
Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914
Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914
Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914
В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)
Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914
Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915
Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915
Стрелец 1. Петроград, 1915
Четыре птицы. Москва, 1916
Московские мастера. Москва, 1916
Стрелец 2. Петроград. 1916
Газета футуристов. Москва, 1918
В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924
Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924
Красная стрела. Нью-Йорк, 1932
Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913
К приезду Маринетти. Декларация группы "Гилея" // Новь, 5 февраля 1914
О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2
Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6
Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920
От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920
Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920
Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924
Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924
Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924
Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966
картинки:
1-ая "Д. Бурлюк
Сер. 1910-х гг."
2-ая "Д. Бурлюк
Лошадь - молния
1907(?)
Х., м. 62х68 см
ГРМ, С.-Петербург"
3-ая "Д. Бурлюк
Мост. Пейзаж
с четырех точек зрения
1911
Х., м. 97х131 см
ГРМ, С.-Петербург"
4-ая "Д. Бурлюк
Коллаж. 1914
Фанера, масло, медь, алюминий.
22,5х30 см
ГРМ, С.-Петербург"
5-ая "Д. Бурлюк
Портрет поэта-футуриста
В.В. Каменского. 1917
Х., м. 104х104 см
ГРМ, С.-Петербург"