Жалякальнё

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Жалякальнё » Непринуждённое Общение » Политика


Политика

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

сделал отдельный топ, чтоб свалку не засорять :)
буду кое-какие публикации выкладывать сюда время от времени
для начала посмотрите этот ролик ещё разок :)

http://www.youtube.com/watch?v=AfhT3Jui5jk

Отредактировано vovka (2007-12-21 20:08:21)

2

«Инициативы «Газпрома» вызывают в Европе истерику»
Эксклюзивный комментарий Михаила Леонтьева. Июнь 2006.

Как стало известно, делегация российских парламентариев планирует отказаться от участия в выездной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Киеве.

В числе причин указывается то, что ОБСЕ практически никак не отреагировала на антиконституционный переворот на Украине, отказывается от демократического решения косовской проблемы, а также закрывает глаза на нарушение прав русскоязычных в странах Балтии.

Я считаю, что ОБСЕ - это абсолютно бесполезная для России организация. Более того, она систематически развращает российских думцев (которые принимают участие в ее заседаниях), приучая их к этой выездной халяве. Для наших парламентариев это становится неким образом жизни, от которого потом трудно отказаться. Вот почему они вряд ли согласятся отказаться от своей синекуры. И это является одной из скрытых целей, которую поставили перед собой организаторы ОБСЕ. Во-вторых, это организация по воспитанию «хороших манер» у «недоразвитых» стран (к коим европейские либералы, безусловно, относят и Россию).

ОБСЕ для России - как «Мои университеты» для Горького

Вообще, с политической и исторической точки зрения ОБСЕ - атавизм. Эта структура является продуктом т.н. «хельсинского процесса» в 70-х гг. прошлого века. На тот момент это была величайшая победа брежневской дипломатии. И где сейчас эта победа и сама «брежневская дипломатия», хотелось бы спросить?! Где, например, ее основное достижение - нерушимость послевоенных границ?!

Никогда и ни по какому поводу трибуна ОБСЕ не была задействована продуктивно. Зато контрпродуктивно - запросто! Страны, которые верховодят в ОБСЕ, используют ее как возможность публично читать нам мораль и периодически устраивать России взбучку, как нашкодившей и нерадивой «ученице демократии». Напомню, что уже неоднократно предлагалось лишить нас права голоса в Совете Европы и даже вовсе приостановить членство РФ.

Помните «Мои университеты» Горького? Там по субботам главного героя пороли. Так вот, ОБСЕ - это организация, где Россию «порют по субботам». С этим садомазохизмом уже давно надо было завязать, но наши власти почему-то продолжают упорно держаться за эту имитацию принадлежности к Европе.

ОБСЕ - это своего рода «предбанник Европы». И если уж мы считаем совершенно бессмысленным с точки зрения национальных интересов России пребывать в этом предбаннике, то для того, чтобы выйти из ОБСЕ, абсолютно не нужны никакие поводы. И не нужно устраивать какие-либо громкие демарши, что называется, «по случаю». Тем более что сейчас в ОБСЕ не происходит ничего такого (в отношении России), чего не было бы в последние годы. Хотя я лично считаю, что такого рода решение нужно было бы принять как раз без какого-либо особого повода или случая.

То есть оно должно приниматься на основании трезвого рассмотрения выгод и потерь от участия России в этой организации. И уже на основании такого неангажированного рассмотрения наша страна должна сделать заявление о том, что никакого смысла в своем участии в ОБСЕ она не видит. Какой смысл отчислять бюджетные средства России в структуру, которая занимается ее огульным шельмованием?!

Европа молчала, даже когда НАТО бомбило Югославию

В мире существует множество стран, которые не являются членами ОБСЕ. И не все они относятся к числу диких или изгоев. Я не вижу стремления, например, Аргентины, войти в эту организацию (потому что, несмотря на название, в ОБСЕ зачастую входят страны, которые никакого отношения к Европе не имеют, вроде Казахстана).

Россия в свое время ради участия в этой структуре пошла даже на введение моратория на применение смертной казни. Причем это решение мы принимали не на основании собственных представлений о том, как должен быть решен этот вопрос в идеале, а на основании чисто политического решения о том, что Россия должна быть членом ОБСЕ.

Я, кстати говоря, не совсем понимаю, почему наши депутаты удивляются молчанию руководящих органов этой организации, когда происходит фактическая аннексия Косово Албанией и отсутствует внятная реакция на разгон Верховной Рады на Украине. Ведь это все мелочи по сравнению с тем, что ОБСЕ, по сути, благословила страны НАТО на бомбежки Югославии в 1999 году. А вы теперь ждете, чтобы чиновники из ОБСЕ выступили против такого сугубо «демократического» процесса, как абсолютно «добровольное самоопределение» Косово?! Это смешно.

Энергетическую хартию можно подписать только по пьяни

Кажется, наш президент это понимает и уделяет все больше внимание не формальному членству нашей страны в таких организациях, как ОБСЕ, а реальной дипломатии.

В эти дни он совершает балканское турне. В числе его главных достижений – появление совместной декларации ряда стран о строительстве газопровода «Южный поток» по дну Черного моря и затем через Балканы в Италию. Это станет южным аналогом Северо-Европейского газопровода в обход самых проблемных для России стран-транзитеров. И оба маршрута позволят нашей стране напрямую выходить в европейские газотранспортные сети. На днях Владимир Путин примет участие в «балканском энергетическом саммите».

Кроме того, резко растут возможности России по увеличению объемов прокачки газа и надежность экспортных потоков. Потому что в случае возникновения технических (или политических) трудностей мы будем иметь возможность перенаправить потоки по другим маршрутам.

Наконец, президент РФ и его европейские коллеги подписали документ, являющийся серьезной альтернативой европейской Энергетической хартии, которой европейцы нас в последнее время то и дело тыкали в морду. В нем, в частности, нашел отражение тот принцип, на котором РФ все время настаивала. А именно об открытости и транспарентности энергетических потоков, а также о равных обязательствах как со стороны поставщиков, так и стран-транзитеров и потребителей.

Ведь в чем состоит основная пакость Энергетической хартии?! Она в первую очередь предусматривает свободный доступ стран, не имеющих собственных сырьевых ресурсов, к ресурсам тех стран, которые их имеют. То есть по сути это - хартия европейских стран о свободном доступе к месторождениям полезных ископаемых в России.

Вообще, получается интересная вещь: европейцы разработали ее без нас, нетрезвый Ельцин в состоянии умопомрачения ее подписал, а потом ЕС требовал, чтобы РФ ее ратифицировала. Но для того чтобы это стало возможным, России нельзя было выходить из состояния умопомрачения. К счастью, она не послушала ЕС.

Когда Россия говорит о равноправии, европейцы бьются в падучей

Единственное встречное требование со стороны России состоит в том, чтобы европейцы разрешили нам выйти со своим товаром на внутренние рынки стран ЕС. То есть чтобы «Газпром» подключился к европейским газораспределительным сетям. А это очень интересная штука.

На Западе принято утверждать, что Россия всех своих партнеров «энергетически душит». Однако почему-то замалчивается то, что, в отличие от нефти, газ, поступающий к непосредственным потребителям, стоит дороже газа, поступающего от производителя («Газпрома») в несколько раз. Получается, что монополизм европейских «сетевиков» позволяет им (а не России) получать основной доход от продажи российского газа. Вот почему попытки «Газпрома» приобрести на рыночных основаниях европейские газотранспортные активы возбуждают в Европе безумную истерику.

Европейские сетевые компании и представляющие их политические элиты просто бились в падучей по этому поводу. Причем непонятно, зачем так переживать? Ну что сделает Россия, если приобретет европейские сети? Она что, перестанет поставлять наш газ в Европу? Тогда зачем их вообще было приобретать, как не для того, чтобы реализовывать по более выгодной цене российский газ?! Это было бы безумием.

Наоборот, участвуя в сетевых компаниях, Россия была бы еще больше заинтересована в обеспечении бесперебойных поставок в Европу. Потому что это огромная прибыль и живые деньги. Таким образом, логика балканского соглашения об энергетической безопасности разительно отличается от логики европейской хартии, просто потому что оно предусматривает создание условий для обеспечения энергетической безопасности двух сторон, а не одной из них за счет другой. Европейская хартия - это не что иное, как энергетическая дискриминация России.

Кроме того, балканское соглашение направлено на предотвращение энергетического пиратства со стороны стран-транзитеров. Потому что до сих пор «энергетическое оружие» применялось не Россией, а против нее. Мы ни разу не отказывались поставлять энергоносители в страны, с которыми у нас действующие контракты. Отказ был только в тех случаях, когда срок действия контрактов заканчивался и наши внешнеторговые партнеры отказывались оплачивать российские нефть и газ по более высоким тарифам. Причем они почему-то решили, что у них есть право воровать российские углеводороды тогда, когда их не устраивают предложенные Россией цены. Даже на колхозном (а не то что международном) рынке это называется бандитизмом.

3

Газ у "Газпрома" может иссякнуть
За последние годы российский газовый гигант "Газпром" добился ошеломляющих успехов на прибыльных европейских рынках, вынудив потребителей из бывших республик СССР покупать газ по ценам, близким к мировым, пишет американский журнал Newsweek. Однако число его покупателей несоразмерно объему имеющегося у него в наличии газа.

Проблема “Газпрома” заключается в том, что он производит 550 млрд. кубометров газа. Этого количества с трудом хватает на обеспечение своего внутреннего рынка. Для выполнения большей части обязательств перед европейскими клиентами, которым требуется около 80 млрд. кубов, компания использует в качестве поддержки дешевый импорт из Центральной Азии. По причине того, что лишь зарубежные потребители платят "Газпрому" рыночную стоимость газа, именно они и приносят большую часть доходов (за один только второй квартал 2007 года монополия получила $21 млрд.).

С 1991 года "Газпрому" не посчастливилось открыть новые месторождения, межу тем ресурсы потихоньку иссякают. Российское министерство промышленности и энергетики порекомендовало “Газпрому” удвоить цены, поскольку к 2010 году компания не сможет удовлетворить даже внутренний спрос. Однако это может послужить помехой для экономического роста.

Между тем, глава "Газпрома" Дмитрий Медведев намерен вложить $420 млрд. в разведку месторождений и создание предприятий по добыче газа. Америку данный расклад более чем устраивает: она поощряет множество проектов по строительству трубопроводов. К тому же существует большая вероятность, что Китай, а не США, выиграет от попыток стран Центральной Азии найти новых союзников и новых потребителей их сырья.

4

пишет пиндосовский журнал newsweek....
модератор, извини за грубость... засунь себе журнал newsweek в анальное отверстие (цензурное выражение)

5

>Этого количества с трудом хватает на обеспечение своего внутреннего рынка

беспомощное враньё

6

вы забываете про часть северного полюса... =) принадлежащего России=) ЧАСТи.. но всё же..

7

при чем здесь часть северного полюса? там есть газ, конечно, но он не разведан. здесь речь идет не о наличии природных ресурсов, а о уже реально добываемом газе. на смом деле все это полный бред насчет того, что россии не хватает газа. у них достаточно бабла чтобы находить новые месторождения. взять тот же сахалин к примеру.

8

но всё равно... это + к тому что есть! =)

9

Иран приобретет у России зенитно-ракетные комплексы С-300, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление министра обороны Ирана Мостафы Наджара.

Как сообщил глава иранского военного ведомства, С-300 будут поставлены в рамках ранее заключенного с Россией договора. Число комплексов, их модификация, стоимость и сроки поставки не сообщаются.

С-300 является одним из самых современных зенитно-ракетных комплексов в мире. Системы ПВО этого типа способны поражать воздушные цели всех классов на расстоянии до 150 и на высотах до 30 километров. Они могут использоваться для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности. Кроме того, ракеты С-300 могут, при необходимости, поражать наземные и надводные цели.

Ранее Россия поставила в Иран 29 зенитно-ракетных комплексов малой дальности "Тор".

10

сейчас на вооружение поступают более новые комплексы - с-400. россия походу избавляется от старого вооружения иранцам)

Отредактировано Лэтишник (2007-12-27 15:52:20)

11

На вооружение поступили первые системы С-400

На вооружение ВВС РФ поступили первые новейшие системы противовоздушной обороны С-400 ("Триумф"). Поставки этих систем будут продолжены в текущем году. Как передает РБК, об этом по итогам ежегодной встречи с военными атташе зарубежных стран сообщил журналистам главком ВВС и ПВО РФ генерал армии Владимир Михайлов.

По его словам, внешне система "Триумф" не отличается от предыдущей зенитно-ракетной системы С-300, но, как отметил главком, "ее ракета летает быстрее, дальше и выше".

Он исключил возможность приглашения иностранных военных атташе на войсковые испытания системы С-400, отметив при этом, что "на такие испытания обычно иностранные военные атташе не приглашаются". Вместе с тем главком сообщил, что новейшая система ПВО будет демонстрироваться на международном авиакосмическом салоне МАКС-2005, который пройдет в подмосковном Жуковском в августе текущего года.

12

да всё равно, опять пошла гонка вооружений. пока НАТО пытается в Прибалтике расположить свои радары и системы ПВО, Россия мало того что модернизирует и разрабатывает новое оружие, так ещё и за своей границей укрепляет стратег. важные регионы =) вот Молодцы! =)

13

устаревшее вооружение, говорите? :)

Министр обороны Ирана выступил с сенсационным заявлением: Москва и Тегеран достигли соглашения о поставках в его страну серии комплексов ПВО С-300. Мостафа Мохаммад Наджар сообщил иранскому телевидению, что Россией «будут поставлены несколько десятков комплексов (С-300) в рамках заключенного ранее контракта».

Факты:
Мобильная многоканальная ЗРС С-300ПМУ1 обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет и других целей, летящих со скоростью до 2800 м/с. Эта система дальнего радиуса действия предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения. Дальность поражения цели – до 150 км, высота – 27 км. Обладая высокой помехозащищенностью, комплекс в состоянии обстреливать одновременно до 24 целей с наведением на каждую из них двух ракет с одной пусковой установки или до четырех ракет с двух ПУ.

Напомним, С-300 на настоящее время являются одним из наиболее эффективных средств противовоздушной обороны в мире. Понятно, что возможность их появления в Иране приводит в неистовство США и Израиль. Последние выступают на Ближнем Востоке единым тандемом (крайне трудно сказать, где заканчиваются интересы США и начинаются интересы Израиля) – и время от времени угрожают Ирану возможностью военных акций против него. Понятно, что в этих условиях поставки С-300 являются серьезным фактором, меняющим всю военную и геополитическую ситуацию в регионе.

В «Рособоронэкспорте», МИД РФ и Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству информацию пока никак не комментируют. Однако многочисленные анонимные источники в ВПК подтвердили различным российским изданиям, что принципиальная договоренность о поставках С-300 достигнута. Осталось только утрясти некоторые спорные вопросы.

По данным газеты «Коммерсантъ», речь идет о поставке Тегерану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 на сумму более $800 млн. По информации источника, контракт на их поставку еще не заключен, хотя переговоры находятся на финальной стадии. Он не исключил возможности поставки С-300ПМУ-1 из наличия вооруженных сил РФ после необходимой модернизации.

Контакты России с Ираном по вопросам военно-технического сотрудничества активизировались еще в начале 2004 года. Тогда Тегеран попросил Россию оказать содействие в создании комплексной системы ПВО. Москва предложила использовать комплексы С-300ПМУ-1 для ПВО столицы Ирана, а также прикрыть четыре района: второй по значению промышленный центр страны Исфахан, главную военно-морскую базу в Бендер-Аббасе (Персидский залив), АЭС в Бушере, а также нефтяные терминалы в Абадане и Хорезмшехре.

Затем, в 2006 году переговоры были прерваны из-за активизации иранской ядерной программы и последующего серьезного обострения международной обстановки вокруг этого вопроса. Но теперь, похоже, российско-иранское сотрудничество вновь находится на подъеме. Иран получает от России как современные вооружения, так и продукцию, необходимую для развития ядерной энергетики. Москва продолжает реализацию совместных проектов, невзирая на окрики из США и Израиля. При этом российская сторона заявляет о том, что наше сотрудничество с Ираном нисколько не противоречит нашим международным обязательствам и не нарушает международного права.

Нельзя сказать, что несколько российских систем С-300 полностью защитят Иран от американской или израильской атаки с воздуха. Однако они сделают подобную акцию крайне затруднительной и опасной. Для того чтобы подавить сопротивление модернизированных иранских ПВО, потребуются значительные усилия со стороны американской авиации. Это неизбежно повлечет за собой потери самолетов и летного состава. Мало того что авиация требует колоссальных финансовых расходов, так ведь еще и придется оплачивать многомиллионные страховки пострадавшим пилотам. Вообще, американская контрактная армия не приспособлена для ведения серьезной крупномасштабной войны. Как только начинаются значительные людские потери – ее боеспособность резко падает, а правительство оказывается в крайне сложном положении.

Сейчас американцы еле-еле справляются с оккупированными ими Ираком и Афганистаном. При этом американская армия испытывает острую нехватку финансов (часть денег явно разворовывается или переходит по теневым схемам «своим фирмам») а также личного состава (мало желающих рисковать жизнью среди своих граждан, даже за деньги). Возможный конфликт с Ираном потребует таких огромных издержек, которые Америка просто не вынесет – ни в политическом, ни в экономическом, ни в военном отношении.

type:0, atr:0,0, title:Иран накрылся российской ПВО

Комплекс превосходства

Россия готова предоставить Ирану шанс не бояться США

Россия и Иран завершают переговоры о поставке в Исламскую республику пяти дивизионов системы ПВО С-300, способных эффективно противостоять любой угрозе с воздуха. Эта информации не на шутку обеспокоила израильтян и американцев, которые уже не первый год с увлечением обсуждают возможность нанесения именно воздушного удара по ядерным объектам и военным целям на территории Ирана. Москва же пока наслаждается произведенным эффектом: о ней снова заговорили как о существенной силе на Ближнем Востоке, способной вести самостоятельную игру, а заодно - насолить американцам.

Повод для наглости

"Комплексы ПВО С-300 будут поставлены в Иран согласно контракту, подписанному с Россией ранее", - сообщил министр обороны Исламской республики Мостафа Мохаммад Наджар, выступая по государственному телевидению 26 декабря.

Он также добавил, что покупка по своим характеристикам является "одной из лучших в мире", и демонстрирует "блестящие результаты" при стрельбе по "высоко летящим целям".

Восторг генерала понять нетрудно. Его первая и непосредственная обязанность - обеспечить безопасность своей страны. Учитывая тот факт, что Ирану постоянно грозят применением против него бомбардировщиков, летающих, как известно, высоко и далеко, о лучшем подарке к Новому году Наджар и мечтать не мог. Наконец-то он, случись что, сможет «дотянуться» если не до стратегических B-52, запускающих ракеты с недосягаемых дистанций в сотни и тысячи километров, то хотя бы до этих самых ракет и, конечно, тактических F-15,16,18 «Большого Сатаны».

Кстати, те же ракеты, которые могли бы представлять угрозу для самих комплексов С-300, иранцам тоже уже не так страшны, как ранее. Предполагается, что ранее приобретенные у России ЗРК "Тор-М1", обладающие меньшей дальностью и высотой поражения, будут расположены поблизости от "старших братьев" и смогут сбивать крылатые ракеты, запускаемые по С-300 со стратегических бомбардировщиков и боевых кораблей.

Понятное дело, совершенной системы ПВО не бывает. При желании и соответствующих возможностях противник сможет преодолеть иранские "редуты", но цена всей операции возрастет многократно и может стать неприемлемой.

Иранские военные сейчас должны изо всех сил молиться, чтобы сделка не сорвалась, так как постановка на вооружение российских ЗРК даст им возможность вздохнуть относительно свободно. До этого времени иранцам, несмотря на их задиристые заявления, противопоставить американской авиации попросту нечего. Их собственные ВВС - не в счет.

Заполучив С-300 для своих военных, иранское политическое руководство на дипломатическом фронте сможет перейти от обороны к наступлению. Фактически это будет означать перемену тона Тегерана на различных переговорах (например, по своей ядерной программе). И без того неуступчивые иранцы, ощущая себя в безопасности, наверняка будут вести себя куда наглее, чем прежде. Например, обусловить продолжение работы инспекторов МАГАТЭ на своих ядерных объектах снятием всех ранее наложенных санкций.

Более того, военная ядерная программа Ирана, которая, если верить американской разведке, уже несколько лет как свернута, под защитой С-300 сможет снова расцвести буйным цветом.

Случись такое, Тегеран наверняка найдет повод избавиться от надоедливых инспекторов МАГАТЭ и продолжить создание бомбы без лишнего внимания.

Такое развитие событий, естественно, никак не устраивает страны, с которыми иранцы традиционно враждуют.

Повод для озабоченности

В Израиле новость о возможном приобретении Ираном передовых систем ПВО вызвала большую озабоченность. Большинство газет страны 27 декабря вынесли ее на первую полосу.

Общий тон публикаций сводится к тому, что российский ракетный щит сделает Иран почти неуязвимым к возможным авиаударам со стороны США или Израиля. Таким образом, заключают местные наблюдатели, это фактически развязывает Тегерану руки для создания собственного боевого ядерного заряда и бесконтрольного наращивания военной мощи.

Учитывая нескрываемое желание иранского президента Махмуда Ахмадинеджада "стереть с карты мира" Израиль, жителей этой страны не может не беспокоить возможное резкое усиление оборонной мощи Тегерана.

На следующий день после публикации информации о завершении российско-иранских переговоров, в израильской прессе появилась информация о готовящемся визите министра иностранных дел этой страны Ципи Ливни в Москву. При этом журналисты предположили, что глава израильского внешнеполитического ведомства попытается убедить российское руководство не продавать Ирану зенитные комплексы.

Правда особых надежд на дипломатические таланты Ливни никто не возлагает. В прошлом даже премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт не сумел убедить россиян отказаться от менее выгодной сделки по продаже "Торов".

Кроме того, израильтяне выступали против участия РФ в строительстве Бушерской АЭС, но так и не смогли добиться свертывания сотрудничества Москвы и Тегерана в ядерной сфере.

В свете возможных поставок С-300 в Иран, у Израиля остается не так много места для возможной реакции.

Первое, что может предпринять Иерусалим - нанести удар по ядерным и военным объектам Тегерана до постановки на боевое дежурство комплексов С-300.

Однако подобную операцию трудно осуществить как технически - между израильскими аэродромами и иранскими объектами больше тысячи километров и несколько государственных границ, так и политически - возможные последствия такого удара для ближневосточного предсказать практически невозможно. Ясно лишь, что они будут катастрофическими. Вследствие этого резко против могут выступить США, от которых Израиль во многом зависит.

Другой выход для израильтян - обратиться за дипломатической поддержкой к США, которые обладают рычагами давления на Москву, и потенциально могут добиться от России пересмотра соглашения с Ираном.

Хотя специальная просьба может и не понадобиться - Вашингтон и сам не в восторге от готовящейся сделки и совсем не против сорвать ее заключение.

Повод для раздражения

Официальный представитель Белого дома Скотт Стензел в день появления информации о завершении подготовки сделки заявил: "Мы не скрываем своей озабоченности по поводу перспективы продажи подобного рода оружия Ирану, равно как и другим вызывающим обеспокоенность государствам".

В переводе с дипломатического на человеческий язык это означает, что Вашингтон крайне раздражен возможной продажей суперсовременных систем ПВО Ирану - стране, которая прочно заняла первое место в списке врагов Соединенных Штатов.

В 1998 году США смогли добиться пересмотра сделки по поставке комплексов С-300 на Кипр - страну, не представляющую для американцев никакой угрозы. Тогда Вашингтон сделал это по просьбе своего союзника - Анкары, с которой у Никосии очень непростые отношения.

Сейчас же ситуация напрямую застрагивает интересы самих США, что делает ситуацию еще более щекотливой.

Дело в том, что при заявленной дальности действия радаров С-300 в 400 километров, иранцы смогут запросто отслеживать все передвижения американской авиации (включая самолеты-"невидимки") в стратегически важном регионе Персидского залива. Разумеется, в Вашингтоне этому совершенно не рады и на многое готовы, чтобы только не допустить такого поворота событий.

Кроме того, американцы не раз заявляли, что "не исключают любого развития" в том случае, если Иран не прекратит обогащать уран. Центрифуги как работали, так и работают, а эвфемизмом "любое развитие" применительно к Ирану в США принято называть ни что иное, как бомбардировки.

В условиях, когда противник обладает современной и эшелонированной системой ПВО, даже американским военным, обладающим мощнейшим в мире авиакулаком, достичь своих целей малой кровью будет очень непросто.

Вашингтон может лишиться главного козыря в дипломатической борьбе против Тегерана - эффективного запугивания. Ситуация может сложиться анекдотическая - американцы будут пугать, а иранцам страшно не будет.

Словом, появление новых российских ЗРК в Исламской республике совсем не на руку Соединенным Штатам. Поэтому давление на Россию с целью расстроить сделку наверняка не заставит себя долго ждать.

Для достижения своей цели Вашингтон может поставить под сомнение участие Москвы в международных организациях вроде "Большой Восьмерки" или ВТО, попытаться заблокировать инвестиции в российскую экономику, форсировать международное признание независимости Косово, ввести санкции против российских компаний и много чего еще.

Другой вопрос, насколько действенными и последовательными будут эти меры. У американцев сейчас полно других забот - Ирак, Афганистан, крайне нестабильная ситуация в ядерном Пакистане, ну и конечно, собственные президентские выборы, намеченные на осень 2008 года.

Более того, Россия, почти захлебывающаяся в потоке нефтедолларов, в последнее время может себе позволить быть непокорной. В последнее время попытки оттоптаться на любимых мозолях Запада стало фирменным стилем внешней политики Москвы. Ввязываться в принципиальное противостояние с ней американцы могут посчитать излишне хлопотливым занятием.

Надо признать, что в этом смысле момент продажи ракет россияне подобрали очень удачно.

Повод для тщеславия

В России то ли в ожидании реакции Запада, то ли из-за обычной в таких делах секретности готовящуюся сделку официально пока не комментируют. "Коммерсанту" из неофициальных источников стало известно лишь то, что предполагается продать пять дивизионов С-300 общей стоимостью в примерно 800 миллионов долларов.

Сумма, конечно, серьезная, но не настолько, чтобы портить отношения с США и Израилем разом. Похоже, для России эта сделка скорее политическая, чем экономическая. Причем даже не сама сделка и отправка ракет в Иран, а сообщение о ней.

Позволив информации о возможной продаже Ирану С-300 до подписания официального соглашения, Москва как бы разложила на прилавке товар и объявила о начале торгов. Принять участие в них могут все заинтересованные стороны - и Иран, и Израиль, и США.

Иран может получить обещание поставок ракет взамен на доступ к месторождениям углеводородов, новые контракты на строительство АЭС, а также относительную покладистость во всем, что касается ядерной программы.

США в обмен на отказ от продажи С-300 могут предложить Москве уступки по тем же ВТО и Косово, а также невмешательство во внутренние дела и отказ от критики российских порядков.

От Израиля России может понадобиться только одно - расширение ее участия в ближневосточном мирном урегулировании, плюс мелкие бонусы вроде безвизового въезда для россиян. Но основная торговля будет вестись, конечно, с американцами.

Таким образом, объявление о возможной продаже С-300 Ирану открывает перед российской дипломатией широчайшие перспективы для ведения собственной игры, которая в любом случае окажется выигрышной.

Предложат американцы хорошую цену - найдется повод не заключить сделку с Ираном. Тегеран даст больше - тоже замечательно: получит желанные ракеты, а на орехи - зависимость от обучения специалистов поставок запчастей к ним.

При этом радикального ухудшения отношений ни с одной из сторон быть не может - Иран слишком зависим от России, чтобы ссориться с ней насовсем, а с США отношения и так никудышные, так что еще одна ложка дегтя в огромной бочке дегтя и не почувствуется.

Кроме того, российские политики и военные наверняка с удовольствием понаблюдают за тем, как американцы будут убеждать их отказаться от отправки систем ПВО в Иран, потешат тщеславие, прольют бальзам на старые комплексы и еще раз уверятся в величии государства, которое полностью ассоциируют с самими собой.

А этот чисто психологический эффект тоже дорогого стоит.

Повод для гордости

Как и многие другие современные системы вооружения, С-300 ведет свое начало из глубин Холодной войны. Разработка этого комплекса началась в середине 60-х годов, когда Вооруженные силы потребовали от промышленности создать унифицированный ЗРК для сухопутных войск, ВМФ и войск ПВО, способный уничтожать все типы воздушных целей. Новый комплекс предназначался для замены ЗРК С-75, принятого на вооружение в конце 50-х годов.

Испытания нового комплекса, получившего индекс С-300П, начались на полигоне Сары-Шаган в середине 70-х годов. Полной идентичности комплексов для трех видов вооруженных сил добиться не удалось - унификация систем обнаружения для "ПВО-шных" С-300П и созданных для сухопутных войск С-300В составляет лишь 50 процентов.

Главными требованиями к перспективному ЗРК были многоканальность (способность одновременно обстреливать несколько целей) и мобильность. В 1978 году на вооружение был принят первый серийный вариант - С-300ПТ, размещенный на буксируемых прицепах. Дальность полета ракет 5В55, которыми был вооружен С-300ПТ, составляла 47-50 километров. Выпуск первой "трехсотки" продолжался до начала 80-х годов. В настоящее время С-300ПТ и его модернизированный вариант - С-300ПТ-1 сняты с вооружения.

В 1982 году на вооружение принимается первая самоходная модификация комплекса - С-300ПС. Этот ЗРК оснащен усовершенствованными ракетами 5В55Р, способными поражать цели на дистанции 90 километров. В 1991 году С-300ПС продемонстрировал свой потенциал в качестве системы ПРО, сбив на учениях баллистическую мишень, имитировавшую американскую ракету "Першинг".

Непосредственным развитием С-300ПС стал комплекс С-300ПМ, принятый на вооружение в 1993 году, и его всемирно известная экспортная модификация - С-300 ПМУ-1. Именно эта модификация комплекса должна быть поставлена в Иран. Комплексы С-300ПС и С-300ПМ в настоящее время составляют основу группировки российских ЗРК этого типа. Главным отличием ПМ от прежних комплексов стала ракета 48Н6, способная поражать цели, летящие со скоростью 2,5 километра в секунду. Дальность поражения высотных целей составляет 150 километров, маловысотных (100 метров и ниже), в том числе созданных с использованием технологий "стелс" - 25-40 километров.

Повод задуматься

ЗРК С-300, а тем более в такой современной версии как ПМ, резко повышают боевые возможности иранской ПВО. В До недавнего времени Исламская республика располагала 10 пусковыми установками ЗРК большой дальности С-200, закупленными в 90-е годы в странах СНГ. По некоторым неподтвержденным сведениям, Иран располагает также 2-3 зенитно-ракетными комплексами С-300 ранних модификаций, также приобретенными в странах СНГ. Кроме этих комплексов, Иран имел 150 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности Improved Hawk, для которых освоил производство ракет и запасных частей, 45 пусковых установок ЗРК HQ-2J (китайская версия советского ЗРК С-75), а также небольшое количество советских ЗРК "Квадрат" и ЗРК малой дальности FM-80 (китайская версия французского ЗРК "Кроталь").

В частях зенитной артиллерии Ирана, главным образом осуществляющих прикрытие сухопутных войск, насчитывается свыше 1000 артиллерийских установок калибром от 23 до 57 миллиметров.

Значительно усилили ПВО Ирана поставки из России ЗРК "Тор-М1". В сочетании с С-300 эти комплексы малой дальности позволяют создать устойчивую систему ПВО, способную защитить прикрываемый объект, так и самое себя. С-300 в этом тандеме будет принадлежать роль "длинной руки", сбивающей сложные цели на большом удалении, а "Торы", способные уничтожать воздушные цели на расстоянии в 12 и высоте до шести километров, будут защищать прикрываемый объект и сами С-300 от прорвавшихся крылатых ракет и самолетов.

Группировка из пяти дивизионов оказывает заметное влияние не только на защищенность прикрытого ей объекта, но и на обороноспособность страны в целом. Массированные поставки современных ЗРК позволяют сосредоточить старые комплексы в других районах страны, повысив плотность ПВО в целом. В случае, если Иран успеет развернуть российские системы и отработать управление группировкой в новых условиях, то суммарный ущерб от ПВО может превысить допустимый для ВВС США порог.

Возможности С-300 позволяют уничтожать любые средства воздушного нападения - будь то баллистические или крылатые ракеты, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты. Использование технологий "стелс", постановка плотных помех, низкие высоты полета - все это, безусловно, затрудняет уничтожение целей, но С-300, специально создававшийся для противодействия современным, хорошо подготовленным и оснащенным высокоточным оружием ВВС, способен нанести противнику неприемлемые потери и в этих условиях.

Все остальное зависит исключительно от того, насколько ответственно Иран подойдет к подготовке расчетов для своих новых ЗРК и как быстро сумеет их развернуть.

Яковина Иван, Илья Крамник


Вы здесь » Жалякальнё » Непринуждённое Общение » Политика